Поиск по сайту:


 Locations of visitors to this page



Древне-Индийская мифология

Боги

.А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Полубоги и люди

С

Савитар - бог солнца. Отец Савитри. Первое упоминание - Ригведы.

Савитри - богиня. Согласно тексту "Ригведы" - персонификация гимна богу Савитару. Одно из имен девы Сурьи. Дочь Савитара, иногда считается дочерью Дакши и женою Дхармы или женою Брахмы.

Саптаршаяс - "семь мудрецов" - группа персонажей божественного или полубожественного происхождения. Часто в этой группе объединяются "духорожденные" сыновья Брахмы, именующиеся Праджапати, изначальные творцы, позднее в ее состав включают великих мудрецов и другого происхождения. Иногда отождествляются с Ангирасами. В различных текстах встречаются несколько вариантов имен. Наиболее часто встречающийся перечень: Атри, Вишвамитра, Бхригу, Гаутама, Джамадагни, Бхарадваджа и Васиштха. Нередко включаются Кашьяпа, Маричи, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша. В некоторых версиях мифа о потопе Семь мудрецов сопровождают Ману на корабле. В индийской астрономии Семь мудрецов отождествляются с созвездием Большой Медведицы.

Саранью - дочь Тваштара, жена Вивасвата. Иногда выступает в зооморфическом образе в виде кобылицы. Миф о женитьбе Вивасвата на Саранью упоминается в кн.Х "Ригведы" и более подробно излагается в комментарии Саяны (XIV в.). В позднейших пуранических версиях Саранью заменяет Санджня. Мать близнецов Ямы и Ями, Ашвинов Насатьи и Дасры (отец - Вивасват).

Сарасвати - богиня мудрости и красноречия. По некоторым мифам - одна из жен Брахмы и соперница другой его жены - Лакшми. Женская параллель Ганеши. Образ восходит к ведийскому божеству одноименной реки.

Сарасвати (Сарсути) - речная богиня (в Ведах), воплощение или олицетворение реки Сарасвати, протекавшей в ведийскую эпоху на границе области расселения арийских племен и почитавшейся священной. Позднее отождествляется с богиней Вач и в эпический период становится богиней мудрости и красноречия. Считается дочерью или женой Брахмы или дочерью Дакши.

Сахасракша - "тысячеглазый" - эпитет Индры в эпосе. "Тысяча глаз" на теле Индры объясняется как тысяча позорных знаков, появившихся в следствие проклятия Гаутамы за соблазнение Ахальи.

Сварбхану - демон затмения в Ведах.

Сваямбху - "самосущий" - эпитет Брахмы как бога-творца, существующего изначально и никем не сотворенного.

Семь Матерей - группа полубожественных, полудемонических существ, восходящая к матриархальной мифологии. Соотносятся с главными богами пантеона как "божественные матери", ипостаси их жен-богинь. Носят имена: Брахми, Махешвари, Каумари, Ваишнави, Варахм, Яндрани, Чамунда. Изображаются обычно как ведьмы со страшным обликом, пожирательницы мертвых, духи болезней. Чаще всего ассоциируются с Кали, иногда включаются в свиту Сканды.

Сиддхи - "совершенные", "святые" - полубоги, обитающие в поднебесье. Считаются бессмертными до истечения махаюги, т.е. до гибели Вселенной.

Сиддхи - богиня искусства и колдовства, жена Варуны.

Симхика - мать Раху и других демонов затмения (отец - Кашьяпа).

Сканда (Карттикея, Кумара, Гуха) - "прыгающий" - бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. Появляется в поздних частях эпоса и в пуранах, отодвинув на второй план Индру. Древнее божество, но в эпический пантеон включается поздно. В эпосе нет единой версии его происхождения. Считается сыном Шивы и Парвати, в некоторых текстах - Агни, Брахмы, старшего сына Брахмы Санаткумары, Криттик или Ганги. Согласно некоторым текстам является сыном Агни, усыновленным Шивой. Его свиту составляли демонические существа с чудовищным обликом, духи болезней, древних Матерей, людоедов, бесов войны и т.п. В поздней мифологии и иконографии изображается верхом на павлине. В ранних текстах часто ассоциируется с козлом, выступавшим в качестве зооморфического символа огня. Имя Сканда толкуется как "прыгающий" (подобно огню или козлу).

Сома (Сом) - бог луны. Первоначально являлся олицетворением ритуального напитка или растения, из которого он приготавливался. Первое упоминание - Ригведы. Богом луны окончательно становится в послеведийском пантеоне в период Брахман. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света. Чаще именуется сыном Атри, иногда - сыном Дхармы, в некоторых легендах - отец Будхи. Муж двадцати семи дочерей Дакши, ставших небесными созвездиями.

Сумалин - младший брат вождя ракшасов Мальявана.

Сура (Варуни) - олицетворение хмельного напитка. В пуранах именуется Варуни и является женой или дочерью Варуны.

Сурья - бог солнца. пересекающий небо на блистающей колеснице Имя имеет одно происхождение с греческим "Гелиос". Первое упоминание - Ригведы. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света. Жена - Лакшми.

Сурья - солнечная дева, женский вариант имени бога солнца Сурьи. В некоторых текстах является сестрой Ашвинов. Иногда отождествляется с Ушас.





Copyright 2000-2017 Акиншин Петр

Все пожелания и предложения отправляйте на e-mail

404