Поиск по сайту:


 Locations of visitors to this page



Древне-Индийская мифология

Боги

.А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Полубоги и люди

Д

Дайвика - "божественные" апсары.

Дайтьи - грозные демоны, дети Кашьяпы и Дити. Старший из демонов и царь асуров - Хираньякашипу. Вместе с данавами назывались асурами и являлись врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы.

Дакша - один из Владык созданий. В "Махабхарате" - седьмой сын Брахмы, вышедший из большого пальца на его правой ноге. В Ведах - один из Адитьев. Имя это родственно латинскому dexter, славянскому "десница", что объясняет ассоциацию с правой стороной. В "Брахмавайварта-пуране" Дакша рождается из правого бока Творца (из левого - Бхригу). Муж Вирини. Отец созвездий лунного зодиака, отец пятидесяти дочерей (мать - Вирини), тринадцать из которых были отданы в жены Кашьяпе, двадцать семь, ставшие созвездиями на небе, - Соме, десять дочерей стали женами Дхармы.

Дакши - мать Савитри, Сурабхи, Сати, Сарасвати, Лакшми.

Данавы - могучие исполины, дети Кашьяпы и Дану. Вместе с демонами-дайтьи назывались асурами и являлись врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы.

Данаю - мать Вритры и прочих драконов (отец - Кашьяпа).

Дану - одна из пятидесяти дочерей Дакши и Вирини, одна из жен Кашьяпы, мать могучих исполинов-данавов.

Дахана - "горящая" - одно из имен Ушас в ведийской литературе.

Деви - "богиня" (древнеиндийское) - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси. Культ восходит к древнему культу Богини-Матери (3 тыс. до н.э.). В соответствии с двумя основными аспектами Шивы, благим и губительным, Деви выступает в двух обликах и имеет несколько ипостасей.

Дити - старшая дочь Дакши и Вирини, одна из жен Кашьяпы, мать грозных демонов-дайтьев, старшим из которых был Хираньякашипу.

Дурга - богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка при возникновении опасности со стороны демонов. Одно из имен супруги Шивы Деви в ее грозной ипостаси. В образе объединяются два противоречивых и разнородных по своему характеру женских божества: сострадательная и милосердная Ума и жестокая и кровожадная Кали, требующая человеческих жертв.

Дханваптари - "движущийся по излучине" - бог врачевания, мифический автор системы древнеиндийской медицины, известной под названием "Аюрведа".

Дхарма - бог справедливости, олицетворение понятия закона морального правопорядка - дхармы. В эпосе иногда идентифицируется с Ямой, богом смерти. Сын Атри. Муж десяти дочерей Дакши. По некоторым мифам - отец Камы (мать - Лакшми).

Дхармараджа - "царь справедливости" - эпитет Ямы.

Дхунбху - демон, персонификация вулкана.

Дьяус - бог Неба. Одно из древнейших божеств ведийского пантеона, верховный бог ранних гимнов, бог неба и небесного света. Имя восходит к тому же индоевропейскому корню, что и имена "Зевс" и "Юпитер": Dyaus pitar ("Дьяус-отец"), Zeus pater ("Зевс-отец"), Ju-piter ("Юпитер"). Был вытеснен образом Варуны. Муж Притхиви. В "Ригведе" его культ уже находится на стадии угасания, а позднее он совсем исчезает из пантеона и появляется только эпизодически в "Махабхарате", где он причисляется к Васу. Его отождествляют с младшим братом Васу - Прабхасой.

Дэв - постоянное имя любого бога, противопоставляющегося злому существу асуру. В родственной иранской мифологии разграничение понятий обратное - "ахура" означает бога, а "див" - злого духа.





Copyright 2000-2017 Акиншин Петр

Все пожелания и предложения отправляйте на e-mail

404