Глава 5

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА

К концу X в. судьба некогда гордого и независимого народа майя оказалась в руках воинственных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Новый военизированный порядок пришел на смену правлению просвещенных правителей классической эпохи. О событиях, которые привели к захвату Юкатана и последующему усвоению его захватчиками культуры майя, которая к этому времени уже, правда, пришла в упадок, мы знаем настолько много, что можем написать то, что, хотя и с некоторой натяжкой, можно было бы назвать историей этого времени. Исторические хроники кануна Конкисты из Юкатана и горных областей Гватемалы, которые были записаны в испанской транслитерации вскоре после появления испанцев Америке, восходят к временам, относящимся к началу постклассической эпохи и являются источником очень ценных сведений.

Поселения постклассического периода и маршруты последующей миграции народов

Но даже в том случае, когда эти сведения подкрепляются авторитетом епископа Ланды, который был осторожен и использовал для своих работ только рассказы местных жителей, которые считались людьми уважаемыми, или сведения, почерпнутые из материалов местного судопроизводства и разрешения земельных споров, не стоит безоговорочно доверять всему, что написано. Уже сами по себе такие сведения часто противоречивы и достаточно путаны. В добавление ко всему представители местных знатных родов иногда сознательно фальсифицировали свою собственную историю, исходя из соображений местной политической конъюнктуры. Самым полным и наиболее ценным источником являются так называемые «Предсказания К'атунов» из Юкатана, которые содержатся в книгах, которые известны под названием «Чилам Балам». Это название восходит к пророку майя, предсказавшему прибытие испанцев из-за моря.

«История», которую рассказывают эти книги, базируется на календарной системе «короткого счета», цикла из тринадцати к'атунор, или (13 х 7200 дней) 265,5 лет. Каждый к'атун именовался по названию своего последнего дня, который всегда выпадал на день Ахау. К сожалению, майя, жившие во времена постклассического периода, отличались мышлением, которое было слишком сильно завязано на представлениях о цикличности, так что, если некое событие происходило в К'атун 13 Ахау, оно, огласно представлениям майя, должно было произойти и в следующем К'атуне, носящем такое же мя. В результате предсказания и история сплелись этих документах в столь тесный клубок, что иногда они звучат почти как религиозные откровения.

К примеру, одна из подобных историй начинается так: «Это повествование о том, как один и единый бог, 13 богов, 8000 богов явились, отвечая на призыв жрецов, пророков, «Чилам Балам», Ах Хупана, Напак Тана, жреца Нахау Печь и Ах Кауил Ч'ель. Затем они получили повеление, те слова, что измерены, были переданы им».

Назад

Вперед