Древне-Индийская мифология

Боги

.А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Полубоги и люди

К

Кадру - мать змей-нагов (отец - Кашьяпа).

Кала - богиня времени.

Каларатри - олицетворение ночи гибели вселенной. В эпосе и пуранах отождествляется с Ями, сестрой Ямы. Мать ракшасов, жена Хети, иногда считается сестрой Калы.

Кали - второе имя богини Дурги. Отождествлялась с супругой Шивы и являлась одной из ее губительных ипостасей. Имя Кали вероятно связано с именем духа разрушения Вали. Культ Кали сложился на основе древнейшего культа Богини-Матери, известного уже в III-II тыс. до н.э. в городах Индской долины и первоначально процветал среди неарийских народностей Индии. Позднее был включен в культ Умы. Расцвет культа, отличавшегося изуверскими обрядами, включавшими человеческие жертвоприношения, приходится на средние века. Изображалась Кали в виде страшной ведьмы или грозной воительницы, восседающей верхом на льве или тигре, с четырьмя лицами и восемью руками, вооруженной мечом и щитом, луком, диском, петлей, с лотосом, колоколом, блюдом и т.д. В этой воинственной ипостаси богиня носит имена Дурги, объединяющей два противоречивых по характеру женских божества (милосердную Уму и кровожадную Кали), Амбики, Чандики, Чамуиды, Деви ("Богини") или Махадеви ("Великой Богини"), Махсшвари ("Великой Владычицы"). В поздней мифологии культ Умы связывается с мифом о Парашураме. Ренука, мать Парашурамы, отождествляется с Эламма (дравидское имя богини), и в храмах Кали Парашураме посвящаются алтари. Священный текст секты последователей культа Кали - "Маркандея-пурана".

Калкин - "белый конь" - десятая аватара Вишну, мессия, грядущий судия и каратель человечества при кончине мира (согласно учению позднего индуизма).

Кама - бог любви. В эпическом пантеоне появляется поздно - в поздних частях эпоса и в пуранах и становится особенно популярным в санскритской классической поэзии. Изображается с луком и стрелами, которыми поражает сердца. В некоторых текстах считается сыном Брахмы, иногда - Дхармы и Лакшми.

Кашьяпа - в некоторых текстах именуется сыном самого Брахмы, в варианте "Махабхараты" - сын Маричи, отец богов, демонов, людей, птиц, змей, чудовищ, жрецов и многих других существ, населивших небеса, землю и подземное царство. В различных текстах эпоса генеалогия мифических существ и животных, происходящих от жен Кашьяпы, сильно расходится и общепринятой родословной нет, так же как нет и единого перечня имен жен Кашьяпы. По одной из версий "Махабхараты" Кашьяпа был мужем тринадцати дочерей Дакши. Обычно во всех версиях Дити - мать демонов дайтьев, Дану - мать могучих исполинов данавов, Адити - мать двенадцати светлых сыновей-богов адитьев, Вината - мать птиц-супариов, Кадру - мать змей-нагов. Сыновья Дити и Дану, называвшиеся асурами, были извечными врагами сыновей Адити. Относительно потомства других жен Кашьяпы наблюдается раэнобой. Аришта именуется либо матерью некоторых пернатых, либо матерью гандхарвов, Капила - коров, но также гандхарвов и апсар, Mуни - гандхарвов, но в других текстах - апсар. В различных текстах эпоса и пуран упоминаются Симхика - мать Раху и других демонов затмения, Данаю - мать Вритры и прочих драконов, Кродха - мать демонов гнева, и многие другие. В эпосе Кашьяпа часто носит эпитет Праджапати.

Крату - шестой сын Брахмы, рожденный из его ноздрей. Отец шестидесяти тысяч Валакхильи.

Кришна - герой древнего эпического цикла, в позднем индуизме - восьмая, одна из наиболее почитаемых аватар Вишну.. Кришнаизм в средние века являлся наиболее влиятельным из ответвлений внутри вишнуиэма.

Кродха - мать демонов гнева (отец - Кашьяпа).

Кубера (Вайшравана) - бог богатств и повелитель якшей, один из локопал - властитель Севера, царь царей (Раджараджа). Сын Вишравана и Илавилы. По некоторым легендам Кубера - сын Пуластьи, рожденный коровой, Вишравас - его младший брат, Равана с братьями - его племянники.

Кумара - "дитя" - одно из имен Сканды

Курма - "черепаха" - вторая аватара Вишну.