Изобразительные искусства

Благоприятный климат позволял атлантам обходиться без изнурительной каждодневной борьбы за пищу и кров, и потому у них оставался досуг для занятий искусством и музыкой. Чтобы произведениями талантливых художников могли любоваться соплеменники, их выставляли в изящных храмах, которые ныне погребены под наносами лавы и вулканического мусора и под толщей океанских вод. Однако некоторым образцам искусства той поры все же посчастливилось сохраниться до наших дней в землях, соседствующих с Атлантическим океаном. На юго-западе Европы обнаружен ряд грациозных изваяний, уникальная наскальная живопись, а также прелестные украшения, вырезанные из кости (простой и слоновой) и из драгоценных камней; все эти изделия свидетельствуют о длительном периоде существования на Атлантиде художественной традиции. Найденные образцы живописи, скульптуры и ювелирных изделий являются отнюдь не первыми робкими попытками ремесленников, но шедеврами умелых и опытных мастеров.

Мы лишены возможности полюбоваться живописью, которую атланты-переселенцы создавали на открытом воздухе, при свете теплых солнечных лучей, зато замечательные картины, выполненные ими в период с 30 000 по 10 000 г. до н.э., и сегодня видны в пещерах на территории Франции и Испании. Возле пещерных входов стены украшают сцены охоты, людских сходок, а также подробные изображения различных времен года. Однако самые великолепные картины сокрыты в глубиннейших, отдаленнейших и почти недоступных пещерных ходах. Создавая там свои шедевры, древние художники задыхались от недостатка вентиляции, напрягали зрение из-за скудного освещения, исходившего от дрожащего пламени масляных светильников. И несмотря на столь непереносимые условия работы, изображенные ими тела животных являют взору удивительную свободу, легкость, живость и такое натуралистичное правдоподобие, какого редко кому удается достичь и в наши дни. Быки, выписанные природными красками на стенах Альтамирской пещеры в Сан-тандере (городе на берегу Бискайского залива на севере Испании), стоят и лежат столь естественно, что так и ощущаешь рядом их живое присутствие. Чтобы усилить иллюзию трехмерного изображения и рельефнее обозначить тяжеловесные контуры бычьих тел, доисторические художники воспользовались естественной выпуклостью и кривизной каменных стен пещеры. Голову, передние ноги и одну заднюю ногу коренастого быка художник «совместил» со скальными выступами. А в соседней пещере Тито-Бустильо более светлые цвета вокруг бычьих глаз и лба создают общее впечатление силы и самоуверенности этого животного: оно словно прекрасно понимает, что к чему в этом мире. А рядом изображена в беге лань с запрокинутой головой, и летучая легкость ее движений вызывает у зрителя безотчетную радость и упоение. Изображая этих красивейших животных, искусные художники выплескивали собственные положительные эмоции и радостную уверенность в своих силах.

Поглощенность этих стародавних художников своим делом очевидна; ясно и то, что они придавали своим произведениям большое значение. Они расписывали прекрасными картинами пещерные потолки, обвязывая себя веревками и опасно зависая на таких «лесах» на изрядной высоте. Другим примером их долготерпения могут служить бусы, какими украшены найденные в доисторических могилах скелеты. При изготовлении каждой бусины из слоновой кости или мамонтового бивня уходило по сорок пять минут работы лишь только на то, чтобы обозначить резцом нужную форму. А перед погребением тело покойника зачастую украшали более чем тремя тысячами таких прелестных бусин, на изготовление которых в общей сложности требовалось свыше двух тысяч часов труда.

Орудия, использовавшиеся выходцами с Атлантиды, тоже отражают их склонности и утонченные вкусы. В 18 000 г. до н.э. на юго-западе Европы новые переселенцы вырезали наконечники для копий из местных сортов камня или из кости, однако делали они это весьма старательно и вдумчиво и даже украшали затейливыми узорами. Складывается впечатление, что они изготовляли необходимые предметы из того сырья, что имелось под рукой, но при этом держали в уме прежние образцы — из куда более изысканного материала.

Вместо того чтобы использовать растительные краски, прошедшие тщательное обучение художники с Атлантиды изготавливали стойкие минеральные красители, причем это требовало от них изрядного уменья. Для получения различных оттенков красного цвета требовалось нагреть добытую из железной руды охру до температуры выше 250 градусов Цельсия. Чтобы получить белую краску, мастера тщательно перемешивали глину (такую, из какой выходит фарфор), измельченный в порошок кварц и земляную известь. К красителям художники добавляли консервирующие вещества, связующий раствор из животного жира, а также клей из слюны — чтобы прекрасные росписи как можно дольше оставались на влажных пещерных стенах.

Порой художники, учившиеся у одного наставника на Атлантиде, затем переселялись в разные края на юго-западном побережье Европы. Так, при сличении наскальных изображений животных в пещерах в долине реки Дордонь во Франции и совсем в ином районе, в испанских Пиренеях, оказалось, что детали цветовой разметки, тонировки и композиции почти тождественны. Надо полагать, накладывая краски и распределяя оттенки, эти талантливые художники, разделенные сотнями километров, вспоминали наставления своих учителей, полученные еще в юные годы на Атлантиде.

Атланты-ремесленники, покинувшие родину, через всю жизнь пронесли любовь к морю и морским созданиям, игравшим столь видную роль в их юности, В Европе, в краях, весьма удаленных от моря, обнаружены небольшие фигурки морских млекопитающих, изваянные тысячелетия назад. Двадцать тысяч лет назад на территории Франции, на расстоянии 100 с лишним миль от Атлантического океана, кто-то бережно хранил изображение двух тюленей, вырезанное на китовой кости. Неизвестный художник, хорошо осведомленный о строении этих животных, изобразил их настолько натуралистично, что даже легко понять, какого они пола. Подобное же любовное внимание к избранному для изображения предмету выказал и другой художник, расписавший пещеру на Юге Испании, — на этой картине эпохи существования Атлантиды представлены три дельфина: два самца и самка.

Сам предмет изображения доисторических художников и ваятелей — атлантов, живших в юго-западных землях Европы, — свидетельствует о том, сколь важное место занимала на их родине религия. Когда десять царей Атлантиды собирались совещаться и принимать новые законы, они сначала приносили в жертву быка — это священное олицетворение животного мира в целом. Бытовавший у них культ быка явствует из древнейшего европейского искусства. В потаенных глубинах пещер на юго-западе Европы преобладают изображения быков и коней (которые в греческой мифологии считались священными животными Посейдона), хотя установлено, что в здешних краях в пору создания этой наскальной живописи, то есть 15 000 лет назад, подавляющую часть употреблявшегося в пищу мяса составляла оленина. А изображения оленей встречаются довольно редко, чаще всего — вблизи выхода из пещеры, где и происходили обряды, призванные обеспечить успешный исход предстоящей охоты. Религиозные же обряды вершились в глубине пещер. Самое крупное изображение в пещере Ласко во Франции — это могучий бык длиной в восемнадцать футов. Фигура этого исполина нанесена на потолок пещерного помещения, куда в эпоху Атлантиды люди приходили поклониться и воздать почести своему культовому животному. Помимо живописцев свое восхищение лошадьми и быками выражали и ваятели. Миниатюрные статуэтки, изящно вырезанные из слоновой кости, голова ржущей лошади, найденная в Арьеже, и бизон из Ла-Мадлен, по мнению специалистов, являются наиболее значительными произведениями мирового искусства.