Поиск по сайту:


 Locations of visitors to this page



Древне-Египетская мифология

Мифологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПЯТЬ «ДУШ» ЕГИПТЯНИНА - Ка, Ба, Сах, Ах и Шуит

Ка — подобие человека, его Двойник. Человек и его Ка похожи, «как две руки»1, — поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху: wpe3B.jpg (869 bytes). А на рельефах, украшающих стены храмов и погребальные камеры, и на рисунках в папирусах душа2 Ка изображается или точно так же, как и сам человек, или в виде тёмного, похожего на тень силуэта.

После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Ему приносят жертвы в заупокойную часовню. В то же самое время Ка живёт на небесах и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречается3

Душа Ба — жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Когда Ба покидает тело, наступает смерть4; когда возвращается к мумии — умерший воскресает для вечной жизни в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мёртвое тело: чтобы сохранить его для Ба.

В гробницу могут забраться грабители, и они не только заберут всё золото, — они уничтожат мумию, чтоб не ожила и не отомстила после возвращения Ба. Ба лишится своего тела!.. Впрочем, и без всяких грабителей мумия может не сохраниться — истлеть от времени. Поэтому жители Та-Кемет, чтоб воскреснуть в Дуате даже если пропадёт мумия, обязательно устанавливают в гробнице её подобие— статую из «вечного» материала, камня. А чтоб Ба не ошибся, не перепутал, чтоб узнал свою статую, лик статуи должен быть очень похож на лицо умершего. И на статуе непременно должно быть написано имя.

Что же касается грабителей — если их Тело — не душа; но, после того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. Каждый, кто нанесёт телу-Сах увечье, — преступник. Это относится и к парасх«ту — человеку, который должен вскрыть труп перед мумификацией. Никто, кроме парасхита, не может произвести вскрытие, и специально для этого его приглашают в мастерскую бальзамировщиков, и платят за это, — но он всё равно виноват. Парасхит это знает. Сделав на животе покойного надрез кремнёвым ножом, он тотчас бросается наутёк, потому что, если его успеют схватить, он будет жестоко наказан. Он бежит без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного преследуют его с бранью, осыпают проклятиями, молят богов жестоко наказать святотатца и швыряют ему камни вдогонку.

Отец и мать дают новорожденному имя — Рен.

Малыш спит в колыбельке, ему от роду всего день, и он ещё не скоро поймёт, насколько значительно свершившееся событие. Ведь имя — не просто набор звуков и слов; это — одна из душ человека. Имя-Рен даётся в честь бога: «Рамсес» — в честь Ра, «Хнумхотеп» — в честь бара-ноголового бога плодородия Хнума, «Хори» — в честь Гора, — какой бог назван в имени, тот и станет покровителем человека.

Имя важнее тела.

Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире. Даже к грабителям и разрушителям гробниц закон снисходителен, если Рен владельца гробницы всеми забыт: покойный уже приобщился к богам в Дуате и всё добро из своего вечного жилища раздаёт людям. Если же хоть кто-нибудь, хоть один-единственный человек, помнит имя усопшего, то разрушение гробницы — это святотатство и преступление, за которое полагается казнь... При фараоне Рамсесе Втором ваятели высекали Рен царственного владыки на статуях других фараонов, давно умерших: внешнее сходство не имеет большого значения — гораздо важнее Рен. Воистину имя важнее смертного тела!

Зная имя-Рен своего недруга, можно причинить ему зло. Для этого надо написать его имя на папирусе— и сжечь папирус. Это навлечёт на голову недруга какую-нибудь беду.

Магию имени чтут и бессмертные боги. Сам великий Ра, проплывая через Загробное Царство, произносит проповедь перед мумиями усопших и даёт имена четырём человеческим расам, тем самым устанавливая закон, по которому египтяне — высший народ и должны господствовать, а все другие народы — низшие и должны подчиняться... И стражи Дуата, охраняющие врата, не распахнули бы их перед Ладьёй Вечности, — но Упуаут знает имена огнедышащих охранников, и поэтому они беспрекословно подчиняются солнечному богу и пропускают его Ладью.

Кроме Ка, Ба и Рена у людей и богов есть ещё две души: Ах и Шуит. Ах — это «Сияние», Шуит — «Тень»5

sumhorsa.gif (636 bytes)

1 Это выражение соответствует русскому "как две капли воды".

2 Когда речь идёт о верованиях древних египтян, слово «душа» — это традиционный условный (причём весьма неудачный) термин, которым для удобства пользуются египтологи. Ничего общего с христианским понятием «душа» он не имеет.

3 Эти два взаимоисключающих представления о Ка существовали одновременно.

4 В некоторых современных арабских деревнях до сих пор сохранился обычай: в доме, где умер человек, ставить на окно кувшин с водой — чтоб отлетающий Ба мог умыться.

5 Об Ах и Шуит и о связанных с ними верованиях учёные-египтологи знают ещё очень мало.

sumhorsa.gif (636 bytes)





Copyright 2000-2017 Акиншин Петр

Все пожелания и предложения отправляйте на e-mail

404