Тиауанако

Древний город Тиауанако в Боливии может служить еще одним прекрасным примером необычайно высокого мастерства, которого достигли доисторические строители — быть может, не без помощи инопланетян. Обширные развалины этого города находятся сегодня на невероятной высоте 13 тысяч футов, в двухстах милях от Тихого океана, — однако многое указывает на то, что некогда город располагался вровень с уровнем моря и соединялся с океаном специальным проходом. Тиауанако был выстроен на озере Титикака — огромном водоеме, занимающем площадь около 3140 квадратных миль. С древних времен озеро значительно уменьшилось в размерах, так что ныне развалины города лежат на расстоянии нескольких миль от его берегов. В воде содержатся некоторое количество соли и остатки океанической растительности — память о тех днях, когда озеро было гораздо шире, находилось на одном уровне с морем и сообщалось с Тихим океаном. Местами до сих пор видны судовые причалы, вырубленные из твердой породы, с кольцами, к которым канатами привязывали приплывшие от океана корабли.

На то, что суша в окрестностях Тиауанако некогда находилась гораздо ниже, указывают и другие факторы. Находимые здесь скелеты мастодонтов и гигантских ленивцев — животных, не приспособленных к обитанию на такой большой высоте, где сейчас пребывают руины, — говорят о том, что этот участок суши приподнялся сравнительно недавно, уже в ту эпоху, когда преобладали эти звери. Заметные на склонах ближних гор скальные уступы отмечают тот уровень, на котором велось террасное земледелие, — на нынешней высоте 18 тысяч футов. А там, где начинается снеговая черта, до сих пор сохранились остатки оросительной системы. Даже учитывая благотворное соседство большого озера, растения вблизи развалин вызревают очень медленно на их нынешней высоте 13 тысяч футов, так как почва в столь возвышенных местах крайне плохая. Террасы на ближних горных склонах засевались сельскохозяйственными культурами для прокормления многочисленного населения, которое и строило город в те времена, когда здешняя земля пребывала на более низком уровне. А спустя некоторое время после того, как здесь поселился некий цивилизованный народ, в земных недрах произошли сильные изменения, которые и заставили приподняться данный участок Андского хребта вместе с городом Тиауанако на высоту более двух миль.

Боливийский профессор германского происхождения Артур Познански из Ла-Пасского университета проводил в Тиауанако обширные исследования. Его труды были переведены Дж.Ф.Ширером с кафедры испанистики Колумбийского университета и собраны в книгу «Тиауанаку: Колыбель человека американского». Познански выявил в ареале раскопок пять последовательных культурных слоев. Древнейший из них, для которого характерны известняковые постройки, датируется приблизительно эпохой основания Мурьяса. Вторая по времени цивилизация, наиболее развитая, возникла в Тиауанако около 15 000 г. до н.э. По мнению Познански, 10 тысяч лет назад город разрушила какая-то крупная катастрофа.

Атланты, которые устремились вверх по течению притоков Амазонки и достигли Тиауанако около 15 000 г. до н.э., обнаружили, что там уже живут выходцы с Дальнего Востока. В доисторические времена многие мореходы пересекали не только Атлантический, но и Тихий океан, причем в обоих направлениях. То, что это было вполне выполнимо, доказал в 1947 г. знаменитый путешественник Тур Хейердал, проплывший от Перу до Полинезийских островов на хрупком плоте, аналоге древних моделей. В Тиауанако сосуществовали разные группы племен, вместе выстроившие прекрасный город, во многом напоминавший Город Золотых Ворот на родине атлантов: здесь тоже были водопроводы, храмы, дворцы и обсерватории. Те скудные сведения о красоте и величии Тиауанако, которыми мы располагаем, были оставлены Диего де Алькобасо и другими испанскими монахами, побывав-шими здесь в XVI веке еще до того, как город разграбили испанские конкистадоры, явившиеся следом. Здесь возводились постройки, вытянутые в длину на тридцать шесть футов, причем на их строительство шли идеально обтесанные каменные блоки весом более двухсот тонн каждый, которые привозили из каменоломни, находившейся в пятидесяти милях отсюда. Расстояние, с которого приходилось доставлять эти огромные тяжелые глыбы, безупречная точность кладки, колоссальные пропорции сооружений — все это типичные признаки строительной техники, которую тысячелетиями позднее инопланетяне продемонстрировали в Шумере; возможно, они же помогали и жителям Тиауанако.

На вершине усеченной пирамиды граждане Тиауанако соорудили величайший в мире храм Солнца, оснащенный астрономической обсерваторией с каменным календарем. Познански установил, что в 9550 г. до н.э. — а именно после этого времени обсерваторию забросили — астрономы наблюдали северную полярную звезду. По всему Тиауанако ремесленники украшали здания доступными им металлами — золотом и серебром; так, для огромных монолитов своеобразными «заклепками» служили серебряные болты весом тонны по три с лишним. Рабочие ровно мостили улицы, а ваятели водружали вдоль них — как и вдоль берегов озера, излюбленного места для прогулок, — натуралистичные статуи самих горожан, приветливо поднимающих навстречу прохожим куб-ки. Изваяния чернокожих людей, а также некоторые знаки и символы дальневосточного происхождения свидетельствовали о том, что в этот великолепный город со всего мира стекались путешественники и искатели новых впечатлений.

Испанские завоеватели почти дотла уничтожили удивительные сооружения Тиауанако, а чудесные произведения искусства и предметы из драгоценных металлов они без устали грузили на бесчисленные суда и отправляли в Испанию, где всю эту красоту равнодушно переплавляли на одинаковые слитки. Лишь немногие уцелевшие произведения выставлены сегодня в музее Ла-Паса. Камни, выломанные из огромных построек, пошли на укладку железнодорожных путей, новых улиц и зданий в основанном колонизаторами городе Ла-Пас.

Некогда северные и южные районы Южной Америки соединяла хитроумная дорожная сеть. Главная дорога, выложенная из идеально подогнанных друг к другу каменных плит, проходила по нынешним Эквадору, Перу и Боливии и достигала Аргентины и Чили, покрывая расстояние свыше десяти тысяч миль. До сих пор различимы и фрагменты тщательно выстроенной сети побочных дорог, служивших для сообщения с удаленными поселениями в самых разных краях. Эта необычайно мудро продуманная дорожная система предусматривала и постоялые дворы, где могли остановиться на ночлег путники, и мосты, перекинутые через глубокие ущелья и реки, и даже тоннели длиною до шестисот футов, пробитые в горных массивах.